Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Социальная сфера / Органы социальной защиты / Вопрос - ответ / Государственная адресная социальная помощь

Государственная адресная социальная помощь

Вопрос: При наступлении каких жизненных ситуаций можно получить государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия?

Ответ: Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудной жизненной ситуации, является открытым.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.


Вопрос: Может ли дополнительно предоставляться государственная адресная социальная помощь в виде единовременного социального пособия, если семьей (гражданином) реализовано право на получение ежемесячного социального пособия?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41) семьи (граждане) имеют право на одновременное предоставление различных видов государственной адресной социальной помощи при наличии условий их предоставления.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) на основании двух условий:

  • среднедушевой доход семьи (гражданина) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала;
  • наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).
При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

При соблюдении указанных выше условий, комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи местного исполнительного и распорядительного органа может принять соответствующее решение о предоставлении семье (гражданину) единовременного социального пособия.


Вопрос: Включается ли в совокупный доход семей (граждан), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?

Ответ: Согласно подпункту 9.26 пункта 9 Положения о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2012 г. № 274 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41», в среднедушевой доход семьи (гражданина), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь включается.


Вопрос: С какого месяца вести отсчет 12 месяцев для отслеживания очередного права на предоставление семье (гражданину) ежемесячного социального пособия? Например, когда семья (гражданин) будет иметь право на очередное ежемесячное социальное пособие, если ей (ему) такая помощь в 2020 г. назначалась не сразу на 6 месяцев, а на два месяца в три этапа (февраль-март, июнь-июль, сентябрь-октябрь 2020 г.)?

Ответ: В изложенной выше ситуации отсчет 12 месяцев начинается с месяца первичного обращения семьи (гражданина) за ежемесячным социальным пособием, т.е. с февраля 2020 года.

Семья получает очередное право на предоставление ежемесячного социального пособия с февраля 2021 года.


Вопрос: С какого месяца семья (гражданин) будет иметь право на очередное единовременное социальное пособие, если ей (ему) предоставлялось единовременное социальное пособие в ноябре 2020 года?

Ответ: Отсчет года для предоставления единовременного социального пособия производиться с 1 января по 31 декабря.

В изложенной выше ситуации семья (гражданин) получит право на очередное предоставление единовременного социального пособия с 1 января 2021 года.


Вопрос: Что изменилось для многодетных семей в части предоставления государственной адресной социальной помощи с 01.09.2020?

Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» внесены изменения в порядок предоставления государственной адресной социальной помощи многодетным семьям.

С 01.09.2020 многодетным семьям увеличен критерий нуждаемости для предоставления ежемесячного социального пособия со 100 до 115 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Так, в настоящее время критерий нуждаемости для многодетных семей составляет 294,52 рубля, тогда как для остальных категорий населения 256,10 рублей. Также увеличен период предоставления ежемесячного социального пособия до 12 месяцев (ранее был до 6 месяцев в течение 12 месяцев, начиная с месяца обращения).


Вопрос: Назначается ли ежемесячное социальное пособие на члена семьи, который обязан возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, но временно данное возмещение не производит по каким-либо причинам?

Ответ: В соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 Указа № 41 ежемесячное социальное пособие не предоставляется гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство либо в составе семьи, если они возмещают расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении.

Согласно пункту 10 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или обязанного лица освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

Таким образом, права на предоставление ежемесячного социального пособия не имеет член семьи (гражданин), обязанный возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, но временно данное возмещение не производящий по каким-либо причинам, за исключением случаев, когда возмещение не производится в связи с:

  • решением суда об освобождении данного обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекращением обязанности возмещения данных расходов;
  • полным погашением таким лицом расходов по содержанию детей;
  • вынесением определения о прекращении исполнительного производства по возмещению расходов по содержанию детей у обязанного лица;
  • признанием обязанного лица недееспособным либо в связи с наличием у него заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения.
Вместе с тем, если гражданин на дату обращения за ежемесячным социальным пособием по решению суда признан лицом, обязанным возмещать расходы по содержанию детей, но решение суда на дату подачи заявления еще не вступило в силу, либо исполнение решения суда приостановлено по каким-либо причинам, статус возмещающего расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за таким лицом сохраняется.

Таким образом, члену семьи, который обязан возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, но временно данное возмещение не производит, ежемесячное социальное пособие не назначается, за исключением указанных выше случаев.


Вопрос: Ежемесячное социальное пособие предоставляется при условии реализации семьей права на получение, в том числе в соответствии с законодательством, алиментов. Распространяется ли данная норма на полную семью (брак зарегистрирован), но один из родителей совместно не проживает и не ведет общее хозяйство по причине нахождения в местах лишения свободы (лечебно-трудовом профилактории) либо ушел из семьи, а брак не расторгается по личным мотивам?

Ответ: Статьей 91 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС) определено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Указанная норма была введена с целью исключения предоставления ежемесячного социального пособия семьям, в которых родитель не предпринимает мер по привлечению к содержанию несовершеннолетних детей другого родителя.

Таким образом, в отношении полных семей, в которых один из родителей совместно не проживает и не ведет общее хозяйство (брак не расторгается по личным мотивам) реализация права на получение алиментов является обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия. При этом данная норма не применяется к полным семьям, в которых один из родителей находится в местах лишения свободы (лечебно-трудовом профилактории), поскольку такой родитель по объективным причинам не может предоставить содержание своим несовершеннолетним детям.


Вопрос: Предоставляется ли ежемесячное (единовременное) социальное пособие, обеспечение продуктами питания, если член семьи (гражданин) либо трудоспособный отец в полной семье является инвалидом III группы, не работает и не зарегистрирован в установленном законодательством порядке в качестве безработного или на момент обращения за помощью является получателем льготной пенсии, но не достиг возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях?

Ответ: Указом № 41 установлено, что ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, а также обеспечения продуктами питания не предоставляется неработающим трудоспособным гражданам, не зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработного.

При этом под трудоспособными лицами понимаются граждане в возрасте 18 лет и старше, не являющиеся инвалидами I, II группы, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также граждане, достигшие этого возраста, не имеющие права на государственную пенсию.

Таким образом, неработающим, не зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных инвалидам III группы, а также гражданам, являющимся получателями льготной пенсии, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста, дающего право на государственную пенсию, ГАСП в виде ежемесячного (единовременного) социального пособия и обеспечения продуктами питания не предоставляется.


Вопрос: Является ли основанием для отказа в предоставлении ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий непредставление гражданином сведений о месте его фактического проживания (по месту регистрации, указанному в заявлении, он не проживает)?

Ответ: В соответствии с пунктом 12 Указа № 41 в случае сокрытия или представлении недостоверных сведений, в том числе о месте жительства, комиссия принимает решение об отказе в предоставлении ГАСП, а также по ее решению такие семьи (граждане) лишаются права на обращение за такой помощью в течение 12 месяцев.

Сведения о месте фактического проживания заявителя необходимы для установления факта совместного либо раздельного ведения хозяйства с лицами, зарегистрированными по месту его фактического проживания, а также для установления факта трудной жизненной ситуации, дающей право гражданину на предоставление единовременного социального пособия.

Таким образом, в данной ситуации отказ в предоставлении ГАСП правомерен.


Вопрос: В течение какого срока за безработным членом семьи (гражданином) сохраняется статус уволенного с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращением численности или штата работников?

Ответ: Данный статус сохраняется за неработающими трудоспособными гражданами в течение 12 месяцев с месяца увольнения с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращением численности или штата работников.

Вместе с тем на указанных граждан распространяется, в том числе, действие подпунктов 3.7 – 3.11 пункта 3 Указа № 41. Если такой гражданин в течение месяца после увольнения с работы (службы) не зарегистрировался в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного, то права на предоставление ежемесячного социального пособия он не имеет. Данное право он приобретет по прошествии 3 месяцев с даты регистрации.


Вопрос: Как включаются в среднедушевой доход семьи (гражданина) при предоставлении ежемесячного и единовременного социальных пособий, обеспечения продуктами питания суммы социальных и иных выплат: начисленные или полученные (пенсия, пособия, ГАСП в виде ежемесячного социального пособия и т.д.)?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2012 г. № 274 (далее – Положение, утвержденное постановлением № 274), при учете доходов семей (граждан), обратившихся за предоставлением ГАСП, принимаются во внимание доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент) полученных льгот.

При этом к начисленным выплатам относятся заработная плата, включая выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда и доходы, выплата которых гарантирована законодательством Республики Беларусь: пособия, назначенные в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»; пенсии; пособие по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста; стипендии; пособие по безработице; назначенная ГАСП в виде ежемесячного социального пособия.

Другие виды доходов, указанные в пункте 9 Положения, утвержденного постановлением № 274, включаются в среднедушевой доход семьи (гражданина) как полученные.


Вопрос: При обращении за ежемесячным социальным пособием несовершеннолетние дети будут включаться в состав семьи по месту фактического проживания (например, ребенок проживает у бабушки в другом городе) или по месту регистрации? Как при этом рассчитывается среднедушевой доход семьи и, какие доходы (бабушки, родителей) учитываются в доходе семьи?

Ответ: Пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением № 274, определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется на дату подачи заявления. Для предоставления ежемесячного социального пособия в состав семьи включаются несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.

В соответствии с пунктом 5 этого Положения в среднедушевой доход семьи учитываются доходы членов семьи, которые на дату обращения совместно проживают и ведут общее хозяйство.


Вопрос: Включаются ли в среднедушевой доход семьи (гражданина) выплачиваемые членом семьи (гражданином) алименты?

Ответ: Положением, утвержденным постановлением № 274, выплачиваемые членом семьи (гражданином) алименты не выделяются как отдельный вид доходов. Алименты выплачиваются или удерживаются из получаемой членом семьи заработной платы или других доходов.

В соответствии с пунктом 8 Положения, утвержденного постановлением № 274, доходы членов семьи учитываются в размере, исчисленном до удержания с них обязательных платежей, в том числе и алиментов.


Вопрос: Если есть постоянная и временная регистрация, имеют ли право обращаться за детским питанием по временной регистрации?

Ответ: Порядок обращения за ГАСП в виде обеспечения продуктами питания установлен пунктом 31 Положения, утвержденного Указом № 41. В частности, названным пунктом определено, что при регистрации родителей по разным адресам заявление подается одним из родителей в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) родителя, с которым фактически проживает ребенок.

Соответственно, гражданин имеет право обращаться по месту временной регистрации. При этом при определении права семьи на обеспечение продуктами питания по месту пребывания, необходимо запрашивать сведения о непредставлении данного вида ГАСП по месту жительства.


Вопрос: Семьям при рождении и воспитании двойни обеспечение продуктами питания предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода. Как будет предоставляться данный вид ГАСП на третьего ребенка?

Ответ: Пунктом 2.5 Указа установлено, что семьям при рождении и воспитании двойни и более детей ГАСП в виде обеспечения продуктами питания предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи. Обеспечение питанием без учета доходов предоставляется на всех детей в возрасте до двух лет, воспитываемых в семье.


Вопрос: За предоставлением ГАСП в виде обеспечения продуктами питания обращается неполная семья. Мать ребенка является несовершеннолетней. Опеку над ребенком установила бабушка, которая находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет и является получателем детского пособия. Кого следует включать в состав такой семьи? Какие доходы будут учитываться при расчете среднедушевого дохода?

Ответ:  Пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением № 274, определено, что для обеспечения продуктами питания в состав семьи включаются совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители ребенка (мать (мачеха), отец (отчим), лицо, которое не состоит в зарегистрированном браке с матерью, но совместно с ней проживает и ведет общее хозяйство, находящиеся на воспитании в семье несовершеннолетние дети и проживающие вместе с родителями их нетрудоспособные совершеннолетние дети.

Пунктом 15 этого Положения установлено, что при предоставлении обеспечения продуктами питания на детей, над которыми установлена опека без предоставления государственного обеспечения, учитываются заработная плата или другие доходы родителей в установленных размерах, а также пенсии, пособия и алименты, получаемые на этих детей.

Таким образом, в указанной ситуации в состав семьи включаются несовершеннолетняя мать и ребенок. При этом в среднедушевой доход семьи включается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, которое получает бабушка.


Вопрос: Семьям при рождении и воспитании двойни или более детей обеспечение продуктами питания предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода. Если один из детей в двойне помещен в палату паллиативного ухода, на каких условиях может быть обеспечен второй ребенок из двойни: с учетом среднедушевого дохода семьи или без?

Ответ: Подпунктом 2.5 пункта 2 Указа 41 установлено, что семьям при рождении и воспитании двойни или более детей такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

При определении права семьи на обеспечение продуктами питания без учета среднедушевого дохода на воспитании не учитываются дети: 

  • в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
  • отобранные из семьи;
  • умершие;
  • воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа;
  • в случае отказа от них;
  • проживающие за пределами Республики Беларусь;
  • находящиеся в домах ребенка, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания, а также помещенные в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание.
В случае выбытия детей из этих учреждений в семью на срок свыше одного месяца, а также в случае оказания услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) обеспечение продуктами питания будет осуществляться без учета среднедушевого дохода семьи.


Вопрос: Необходимо ли заявителю при повторном обращении за ГАСП в течение года предоставлять копии документов (копии паспорта, свидетельства о рождении ребенка, удостоверения инвалида, выписку из трудовой книжки отца или иные документы, подтверждающие его занятость и другие)?

Ответ: Каждое обращение за предоставлением ГАСП – это новая административная процедура, которая осуществляется в соответствии с законодательством при представлении всех необходимых документов, установленных подпунктами 2.33.1 – 2.33.4 пункта 2.33 перечня административных процедур.


Вопрос: Если отец ребенка находится в местах лишения свободы или на принудительном лечении, он в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» не является занятым. Имеет ли право такая семья на ГАСП в виде обеспечения продуктами питания?

Ответ: Пунктом 23 Положения, утвержденного Указом № 41, установлено, что состав семьи определяется на дату обращения. Также данным пунктом определен круг лиц, включаемый в состав семьи.

Пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением № 274, конкретизируется, что в состав семьи включаются совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители ребенка, лицо, которое не состоит в зарегистрированном браке с матерью, но совместно с ней проживает и ведет общее хозяйство, находящиеся на воспитании в семье несовершеннолетние дети и проживающие вместе с родителями их нетрудоспособные совершеннолетние дети.

Таким образом, если отец ребенка находится в местах лишения свободы либо на принудительном лечении, то есть в данный период времени совместно с семьей не проживает, в состав семьи он не включается. При этом семья будет иметь право на обеспечение продуктами питания в зависимости от ее среднедушевого дохода.


Вопрос: Предоставляется ли обеспечение продуктами питания семьям в случае рождения и воспитания двойни и более детей, если трудоспособный отец либо трудоспособное лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, не работает?

Ответ: Условия занятости, предусмотренные частью первой пункта 6 Указа, на данную категорию семей распространяются.

К семьям, в которых родились и воспитываются двойни и более детей, не применяются только положения, предусмотренные подпунктами 4.1, 4.2, 4.5 — 4.7 пункта 4 Указа № 41.


Вопрос: Сколько трудоспособный отец в полной семье либо трудоспособное лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, должен проработать для получения права на обеспечение продуктами питания при первичном обращении?

Ответ: При первичном и последующих обращениях продолжительность занятости должна составлять не менее 6 месяцев в расчетном периоде.


Вопрос: Какими документами возможно подтвердить факт отсутствия в Республике Беларусь родителя, обязанного выплачивать алименты, или нахождения его за пределами Республики Беларусь?

Ответ: В случае, если имеется решение суда о взыскании алиментов, органами внутренних дел выдаются справки:

  • о том, что лицу, обязанному уплачивать алименты, выдан паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • о том, что местонахождение лица, обязанного уплачивать алименты, в месячный срок со дня объявления розыска не установлено.


Вопрос: В каком размере и сколько раз в календарном году, в течение какого периода календарного года предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников?

Ответ: В соответствии с Указом № 41 размер социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников устанавливается исходя из документально подтвержденных фактических затрат в сумме, не превышающей 1,5 кратного размера БПМ, действующего на дату принятия решения о предоставлении ГАСП в виде данного социального пособия.

Таким образом, если документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, будут предоставлены на сумму, не превышающую 1,5 кратного размера БПМ, то пособие необходимо назначать исходя из фактических затрат, подтвержденных этими документами. Если сумма превышает 1,5 кратного размера БПМ, то социальное пособие назначается в сумме, не превышающей указанного размера БПМ.

Такое социальное пособие предоставляется четыре раза в течение календарного года (в данном случае под календарным годом понимается период времени с 1 января по 31 декабря).

Следовательно, гражданин при наличии всех необходимых документов имеет право обратиться четыре раза в течение года, но не более одного раза в месяц.


Вопрос: За какой период заявитель вправе предоставлять документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, впитывающих трусиков, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) для назначения соответствующего социального пособия?

Ответ: Поскольку социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников назначается на основании ИПР инвалида или заключения ВКК, то для назначения такого пособия гражданам необходимо предоставлять документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, с даты выдачи заключения ВКК или ИПР инвалида о нуждаемости в подгузниках.


Вопрос: Можно ли для получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставлять чеки на их покупку из других стран?

Ответ: Подпунктом 2.33.4 пункта 2.33 перечня административных процедур определено, что в установленных в соответствии с законодательством документах, подтверждающих расходы на приобретение подгузников, обязательно должно быть указание наименование товара, приобретенного в Республике Беларусь.


Вопрос: Как правило, в подгузниках нуждаются лежачие инвалиды I группы, которые сами не имеют возможности обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите. Возможно ли давать заявление родственникам для заполнения его дома самим инвалидом?

Ответ: С 1 июля 2017 г. порядок обращения за социальным пособием для возмещения затрат на приобретение подгузников значительно упрощен. Так, соответствующее заявление может быть подано, в том числе близкими родственниками инвалидов I группы.

При этом в соответствии с пунктом 29 Положения, утвержденного Указом № 41, бланки заявления выдаются органом по труду, занятости и социальной защите (Учреждение «Чечерский территориальный центр социального обслуживания населения» по адресу: г.Чечерск, ул.Интернациональная, 56Б)


Вопрос: С заявлением о предоставлении социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников может обратиться законный представитель или близкий родственник. Если в период со дня приема документов и до выплаты такого социального пособия инвалид 1 группы или ребенок-инвалид умер, пособие выплачивается законному представителю (родственнику)?

Ответ: Указом № 41 установлено, что ГАСП в виде указанного социального пособия предоставляется инвалиду I группы и ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, имеющему IV степень утраты здоровья, а не законному представителю (родственнику).

Согласно части второй пункта 62 Положения, утвержденного Указом № 41, в случае смерти гражданина, имевшего право на социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, выплата такого пособия членам семьи (опекуну (попечителю), представителю) не производится.


Вопрос: Какими документами могут подтверждаться родственные отношения по отношению к инвалиду I группы при обращении за социальным пособием для возмещения затрат на приобретение подгузников?

Ответ: Статьями 59 и 60 КоБС установлено, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Близкое родство — отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками.

Таким образом, документами, подтверждающими родственные отношения, могут быть:

  • свидетельство о рождении;
  • письменное соглашение о признании членом семьи;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) решения суда об усыновлении (удочерении);
  • справка органа, регистрирующего акты гражданского состояния, содержащая сведения из записей актов гражданского состояния, подтверждающая родственные отношения, заключение брака;
  • решение органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) и назначении опекуна (попечителя);
  • решение органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, детского дома семейного типа;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного.


Вопрос: Обязательно ли предоставлять паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на детей от 14 до 18 лет, если предоставлено свидетельство о рождении? Будет ли являться основанием для отказа в принятии заявления непредставление паспорта ребенка в возрасте 14 лет?

Ответ: Перечень документов, представляемых гражданином при подаче заявления о предоставлении ГАСП, установлен пунктом 2.33 перечня административных процедур. Согласно этому перечню гражданином предоставляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии) и свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 18 лет.

При непредставлении гражданином документов, предусмотренных в подпунктах 2.33.1 — 2.33.4 пункта 2.33 перечня административных процедур, принимается административное решение об отказе в принятии заявления о предоставлении ГАСП (пункт 35 Положения, утвержденного Указом № 41).


Вопрос: При обращении за ГАСП в виде ежемесячного (единовременного) социального пособия необходимо ли представлять выписки (копии) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость, женщинам, которые на дату обращения за ГАСП заняты уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет?

Ответ: С 1 июля 2017 г. подпункт 2.33.1 пункта 2.33 перечня административных процедур дополнен документом, подтверждающим занятость трудоспособных граждан и членов семьи в расчетном периоде (копия трудовой книжки, выписка из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость) при наличии у гражданина такого документа.

Таким образом, трудоспособными лицами, осуществляющими уход за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставление выписки (копии) из нее или иных документов, подтверждающих занятость, является обязательным.


Вопрос: Предоставляется ли социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников на впитывающие трусы, влаговпитывающие пеленки, гигиенические пеленки (простыни), гигиенические впитывающие простыни (пеленки), мужские прокладки, детские впитывающие одноразовые трусики?

Ответ: С 1 июля 2017 г. социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется для компенсации расходов на приобретение подгузников (впитывающих трусиков), впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) (подпункт1.2 пункта 1 Указа № 41 в редакции Указа № 211).

Таким образом, ГАСП в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников может быть предоставлена для компенсации расходов на приобретение впитывающих трусов, влаговпитывающих пеленок, детских впитывающих одноразовых трусиков, гигиеническихвпитывающих простыней (пеленок).
При этом расходы на приобретение гигиенических пеленок (простыней) и мужских прокладок в рамках социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников не компенсируются.